Столетие назад значительная часть населения европейского региона страдала от эндемического йододефицита из-за его острой нехватки в рационе питания. И хотя использование йодированной соли в качестве средства профилактики йододефицита зарекомендовало себя весьма успешным глобальным вмешательством в области общественного здравоохранения, которое было реализовано в большинстве стран европейского региона, дефицит йода – особенно, легкий, – по-прежнему остается широко распространенной проблемой. Ее последствия выходят за рамки потенциального воздействия на развитие мозга в раннем возрасте и приводят к повышенному риску зоба, узловых образований щитовидной железы и гипертиреоза у взрослых и пожилых людей с вытекающими из этого серьезными последствиями в отношении здоровья населения и экономики.
В недавно опубликованном ВОЗ отчете рассматривается йодный статус в 53 государствах-членах европейского региона ВОЗ и в Косово, а также современные научные представления о последствиях умеренного дефицита йода, пищевых источниках йода и нынешней эффективности профилактики йододефицита, исследуются экономические последствия йододефицита в современном контексте европейского региона ВОЗ. Сообщение уникально тем, что объединяет в себе информацию из разных источников, включая как научные публикации и отчеты общественного здравоохранения, так и данные из сфер животноводства и пищевой промышленности. Здесь мы кратко представим ключевые аспекты, рассмотренные в описанном докладе.
Основными источниками йода для жителей европейского региона ВОЗ являются йодированная соль и молочные продукты.
Главные источники соли – хлеб, молоко, мясные полуфабрикаты или готовые блюда (около 70-80% объема потребления). Однако, согласно данным последних исследований, в них содержится лишь небольшая доля йодированной соли (в Германии около 9%, в Швейцарии – 34%). Увеличение содержания йодированной соли в таких изделиях может улучшить поступление йода с пищей. Так, потребление хлеба относительно велико в Российской Федерации, и если предположить, что взрослые россияне будут потреблять хлеб только из тех пекарен, где весь хлеб выпекается с использованием йодированной соли (при добавлении 25 мг I на 1 кг соли), то только хлеб будет обеспечивать достаточным количеством йода примерно 37% взрослого населения страны.
При это в документе отмечается, что действующие правила маркировки продуктов питания ограничивают использование йодированной соли участниками рынка. Согласно действующему регламенту, при использовании компонентов в обработанных продуктах необходимо указывать все ингредиенты на этикетке. Йодированная соль представляет собой сложный компонент, состоящий из соли и йодистого вещества, название которого, со слов производителей, может отпугнуть потребителей. Чтобы упростить понимание, на этикетке продукта было бы достаточно указать наличие «йодированной соли», без указания химической формулы йода. Производители пищевых товаров утверждают, что такое изменение в нормативах стимулирует использование йодированной соли, не ущемляя потребление их продукции потребителями. Необходимо понимать, что рекомендации населению сокращать потребление соли не противоречат рекомендациям использовать йодированную ее форму для профилактики йодного дефицита. Эти две стратегии необходимо тщательно согласовывать: сокращение потребления соли можно компенсировать увеличением содержания в ней йода.
Из-за ключевой роли молочных продуктов в обеспечении необходимого уровня йода в регионе, нормативные акты, касающиеся состава кормов для животных и концентрации йода в молоке, должны входить в комплекс мер по профилактике недостаточности йода. Для достижения целей по поддержанию оптимального уровня йода в организме необходимо привлечь внимание молочной отрасли к этой проблематике во многих странах. Важной проблемой является выявляемая в последнее время тенденция к сокращению потребления молочных продуктов с переходом на использование растительных альтернатив. В странах, где молоко традиционно являлось основным источником йода, переход на его растительные аналоги может явиться серьезным препятствием для потребления йода в достаточном количестве, в связи с чем необходима скоординированная работа для обеспечения правильного обогащения подобных продуктов йодом.
Авторы доклада неоднократно обращают внимание читателей на необходимость активного участия министерства здравоохранения и регулирующих органов в сфере общественного здоровья в пересмотре, внедрении, поддержании и укреплении политики и программ, направленных на борьбу с недостатком йода.
В отчете подробно обсуждается диагностика распространенности йододефицита. Исследования медианной концентрации йода в моче в европейском регионе ВОЗ демонстрируют в целом достаточное потребление йода детьми школьного возраста благодаря сочетанию йодирования соли и потребления йода, содержащегося в молоке и молочных продуктах. Недавнее исследование, проведенное в Португалии, продемонстрировало, что, по крайней мере, один основной прием пищи (обед или ужин), приготовленный с йодированной солью, достаточен для достижения рекомендуемой суточной нормы потребления йода (90 мкг/день). Аналогичные данные были получены в Тюменской области РФ: использование йодированной соли для приготовления солесодержащих блюд в дошкольных образовательных учреждениях полностью покрывало потребность в йоде детей 3–7 лет. Использование йодированной соли в школьных завтраках обеспечивает 23–37% рекомендуемой нормы потребления йода в сельской местности и 15–26% у детей в возрасте 7–11 лет, проживающих в городских районах. Таким образом, согласно последним данным, число стран, отнесенных к странам с дефицитом йода на основе медианного показателя среди детей школьного возраста, сократилось с 23 в 2003 г. до 2 в 2023 г.
Однако установленная медианная концентрация йода в моче (≥ 100 мкг/л), определяющая достаточное потребление йода у детей, применявшаяся ранее также ко взрослым, согласно новым рекомендациям, не служит достоверным показателем общего йодного состояния населения, поскольку потребление коровьего молока и молочных продуктов, богатых йодом, у детей выше, чем у взрослых. Кроме того, в ряде стран использование йодированной соли для приготовления пищи в школьных столовых стало обязательным, в то время как в домашнее приготовление и в пищевую промышленность она все еще по-прежнему не включается. Также согласно данным ВОЗ, медианная концентрация йода в моче выше порога йодной достаточности также не исключает йододефицит у некоторых групп/отдельных лиц. Исследования, корректирующие медианный показатель показывают, что существует доля (а в некоторых случаях – относительно высокая доля) с низким или очень низким потреблением йода. В связи с чем ВОЗ предлагаются методы оценки распространенности йододефицита с учетом индивидуальных различий в его потреблении: для более достоверной оценки распространенности йододефицита целесообразно проводить повторный анализ мочи у четверти участников исходного исследования и корректировать результаты, исходя из объема мочи и концентрации креатинина. Это позволит получить более точную и достоверную картину потребления йода в данной популяции.
Одним из важных замечаний в докладе является утверждение о недостаточной осведомленности о негативных последствиях йододефицита, которая широко распространена среди населения, представителей здравоохранения, медицинских специалистов и производителей пищевых продуктов. Крайне необходимо регулярное обучение и повышение квалификации специалистов здравоохранения, производителей соли и представителей пищевой промышленности, а также информирование широкой публики по вопросам йодной недостаточности.
Рекомендуется проводить национальный мониторинг йодного статуса по крайней мере в одной группе населения каждые пять лет (дети/подростки, взрослое население, беременные женщины), для чего необходимы политическая поддержка, распределение финансирования и новые стратегии для оценки репрезентативной группы населения по уровню йода.
В Российской Федерации утверждены клинические рекомендации по заболеваниям и состояниям, связанным с дефицитом йода.