Неалкогльный жировой стеатогепатит является прогрессирующим заболеванием и основной причиной смертности, ассоциированной с заболеваниями печени. В 2024 г. управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) одобрило ресметиром для лечения пациентов с неалкогольным стеатогепатитом (НАСГ) и фиброзом печени от умеренной до тяжелой степени (стадии F2-F3), наряду с диетотерапией и физическими нагрузками. Рецептор тиреодных гормонов-β отвечает за регуляцию метаболических путей в печени и часто нарушается при НАСГ. Ресметиром представляет собой пероральный селективный агонист рецепторов тиреоидных гормонов бета, при стимуляции которого снижается накопления жира в печени (по данным магнитно-резонансной томографии, определяющей жировую фракцию), уровень печеночных ферментов, липопротеинов низкой плотности (ЛПНП).

Решение об одобрении препарата принято на основании 3 фазы двойного слепого плацебо-контролируемого исследования MAESTRO-NASH, включившего 966 человек с подтверждённым биопсией диагнозом НАСГ и со стадией фиброза  F1B, F2 или F3 (где F0 – отсутствие фиброза; F4 – цирроз печени). Участники исследования были рандомизированы на равные группы (1:1:1) для получения 80 мг/сут ресметирома (n=322), 100 мг/сут ресметирома (n=323) или плацебо (n=321). Первичными конечными точками являлись разрешение НАСГ (достижение по шкале балонной дистрофии гепатоцитов 0 баллов, лобулярного воспаления 0 или 1 баллов, включая снижение показателя активности неалкогольной жировой болезни печени [НАЖБП] на ≥2 балла) без ухудшения течения заболевания, а также улучшение (уменьшение выраженности) фиброза, как минимум, на одну стадию без ухудшения показателя активности НАЖБП на 52 неделе исследования. Вторичные конечные точки включали процент изменения уровня холестерина ЛПНП от исходного через 24 недели наблюдения.
 

Согласно результатам исследования разрешение НАСГ без ухудшения фиброза было достигнуто у 25,9% пациентов в группе 80 мг ресметирома и у 29,9% пациентов в группе 100 мг ресметирома по сравнению с 9,7% пациентов в группе плацебо (р<0,001). Уменьшение выраженности фиброза как минимум на одну стадию без ухудшения показателя активности НАЖБП было достигнуто у 24,2% пациентов в группе 80 мг ресметирома и у 25,9% пациентов в группе 100 мг ресметирома по сравнению с 14,2% в группе плацебо (P<0,001). Помимо основных конечных точек исследовали отметили статистически значимое снижение уровней печеночных трасаминаз (аланинаминотрансфераза, аспартатаминотрансфераза и гамма-глутамилтрансфераза) и ЛПНП при приеме ресметирома по сравнению с плацебо. Так, снижение уровня ЛПНП от исходного уровня до 24-й недели составило -13,6% в группе 80 мг ресметирома и -16,3% в группе 100 мг ресметирома в сравнении с изменением в 0,1% в группе плацебо (р<0,001). Улучшение биомаркеров фиброза и соответствующих визуализирующих тестов также наблюдалось в группах лечения ресметиромом по сравнению с плацебо.

 

Частота серьезных нежелательных явлений была сопоставима между группами (10,9% в группе 80 мг ресметирома, 12,7% в группе 100 мг ресметирома и 11,5% в группе плацебо). При приеме ресметирома чаще встречались такие нежелательные явления как диарея, тошнота легкой или умеренной степени тяжести, особенно на ранний этапах лечения.

В настоящий момент продолжается изучение эффективности ресметирома в отношении НАСГ по определению долгосрочной эффективности препарата в снижении риска прогрессирования цирроза печени, печеночной недостаточности, а также необходимости трансплантации печени и преждевременной смертности.

 


Источники:
Medscape
A Phase 3, Randomized, Controlled Trial of Resmetirom in NASH with Liver Fibrosis
ClinacalTrials.gov

Программы по теме