По информации Британской энциклопедии, более 50% населения США, от 40 до 60% азиатских респондентов и около 30% респондентов из Европы и Латинской Америки регулярно используют пищевые добавки. При этом многие из них продаются как естественные безопасные альтернативы лекарственным препаратам, хотя их эффективность является недоказанной.
Согласно статистике Американской кардиологической ассоциации, во всем мире в 2020 г. было зарегистрировано 4,51 миллиона смертей, связанных с высоким уровнем холестерина липопротеинов низкой плотности (ЛПНП), что на 19% больше, чем в 2010 г. По результатам недавнего опроса пациентов, не принимающих назначенные им для снижения уровня холестерина статины, 80% респондентов в качестве основной причины отказа от приема препаратов назвали обеспокоенность их побочными эффектами, при этом 72% опрошенных предпочли использовать натуральные добавки вместо приема гиполипидемической терапии.
6 ноября 2022 г. на съезде Американской кардиологической ассоциациии были представлены результаты слепого рандомизированного плацебо-контролируемого исследования SPORT (Supplements, Placebo, or Rosuvastatin Study), доказавшего неэффективность использования пищевых добавок для снижения уровня ЛПНП у пациентов с повышенным риском сердечно-сосудистых заболеваний по сравнению с приемом статинов в низкой дозировке.
В исследовании приняло участие 203 пациента в возрасте от 40 до 75 лет без сердечно-сосудистых заболеваний в анамнезе, с риском сердечно-сосудистых событий 5–20% согласно шкале ASCVD и уровнем ЛПНП 1,81–4,89 ммоль/л. Пациенты не должны были принимать какие-либо лекарственные средства/пищевые добавки, гипотетически оказывающие влияние на уровень холестерина, в течение 4 недель до включения в исследование. Участники были случайным образом разделены на 8 групп. В указанных группах пациенты в течение 28 дней принимали либо плацебо, либо розувастатин в дозе 5 мг, либо одну из 6 пищевых добавок в следующих суточных дозах: 2400 мг рыбьего жира, 2400 мг корицы, 5000 мкг аллицина (в состав входит чеснок), 4500 мг куркумина, 1600 мг растительных стеринов, 2400 мг красного дрожжевого риса. Исходно и через 4 недели от начала исследования всем пациентам проводилась оценка уровней общего холестерина, ЛПВП, ЛПНП, триглицеридов и С-реактивного белка.
Из 203 пациентов 199 подверглись рандомизации и из них 190 пациентов завершили исследование. Процент снижения ЛПНП при приеме розувастатина в дозе 5 мг был выше, чем при приеме всех добавок и плацебо (p <0,001) и составил в среднем 24,4%. Изменения уровня ЛПНП среди тех, кто принимал любую из пищевых добавок, были сопоставимы с изменениями в группе плацебо, а в группе, принимавшей аллицин, уровень ЛПНП увеличился на 7,8% (95% ДИ от 1,7 до 13,8, р=0,01). Аналогичным образом, значительное снижение уровня триглицеридов в сыворотке крови по сравнению с исходным уровнем наблюдалось в группе розувастатина в дозе 5 мг (-19,3%, 95% ДИ от -27,6 до -9,9), что было значительно выше, чем в группах с пищевыми добавками (р<0,05 для всех сравнений). При сравнении группы розувастатина с группами плацебо и 6/7 добавок не наблюдалось различий в изменении ЛПВП, однако растительные стерины снижали ЛПВП на 7,5% по сравнению с розувастатином (95% ДИ от -13,3 до -1,6, р = 0,01). В ходе исследования не было зарегистрировано статически значимых различий в изменении уровня С-реактивного белка ни в одной из групп (p>0,05 для всех сравнений).
Важно отметить, что частота нежелательных явлений была одинаковой для всех групп. Произошло два серьезных нежелательных явления: одно в группе плацебо (тромбоз глубоких вен) и одно в группе приема рыбьего жира (аденокарцинома печени). При применении розувастатина в дозе 5 мг не наблюдалось неблагоприятных изменений со стороны показателей функции печени, расчетной скорости клубочковой фильтрации или уровня глюкозы в крови.
Результаты описанного исследования подчеркивают тот факт, что использование статинов в низких дозах значительно более эффективно для снижения уровня ЛПНП, чем применение пищевых добавок, и их прием связан с низким риском развития побочных эффектов.
Источники:
∙ Medscape
∙ Journal of the American College of Cardiology (полный текст статьи)
∙ ClinicalTrials.gov (SPORT)
∙ American Heart Association
∙ Britannica