В июле 2025 года управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) одобрило лонапегсоматропин для применения у взрослых пациентов. Он является первым еженедельным инъекционным препаратом для заместительной терапии дефицита гормона роста. Ранее, в 2021 году, лонапегсоматропин был одобрен для лечения детей в возрасте от 1 года и с массой тела более 11,5 кг с аналогичным заболеванием. На сегодняшний день «золотым стандартом» терапии дефицита гормона роста является ежедневное подкожное введение соматотропина (рекомбинантного гормона роста), что связано с трудностями в соблюдении режима терапии у многих пациентов. Молекулярная структура лонапегсоматропина, пролекарства соматропина, обеспечивает постепенное высвобождение активного немодифицированного соматропина в течение одной недели после однократного подкожного введения.
Решение FDA было основано на результатах третьей фазы рандомизированного двойного слепого плацебо-контролируемого исследования foresiGHt, оценивавшего эффективность и безопасность лонапегсоматропина. В нем приняли участие 259 взрослых пациентов из 21 страны мира в возрасте от 23 до 81 года с дефицитом гормона роста. До включения в исследование участники либо никогда не получали терапию гормоном роста, либо не лечились в течение предыдущего года. Все пациенты были рандомизированы в три равные группы, получавшие еженедельные инъекции лонапегсоматропина, стандартную ежедневную терапию соматропином или еженедельные введения плацебо соответственно. Исходные характеристики пациентов были схожи между группами. В ходе исследования, после 12-недельного периода титрации, пациентам в течение 26 недель вводились фиксированные дозы препаратов. Дозировка зависела от возраста и факта приема пероральных эстрогенов и была разработана так, чтобы быть сопоставимой в группах лонапегсоматропина и соматропина.
Согласно результатам, спустя 38 недель лонапегсоматропин продемонстрировал статистически значимое превосходство по изменению процентного содержания жировой ткани по сравнению с исходным уровнем (первичная конечная точка): –1,7% в группе лонапегсоматропина против +0,4% в группе плацебо (р<0,0001). Также были достигнуты значимые улучшения по вторичным конечным точкам: изменению общей безжировой массы тела (+1,6 кг в группе лонапегсоматропина против –0,1 кг в группе плацебо (р<0,0001)) и жировой массы (-0,5 кг в группе лонапегсоматропина против +0,2 кг в группе плацебо (р=0,0053)) (вторичные конечные точки).
Средняя общая экспозиция и поддерживающие дозы были схожими в группах лонапегсоматропина и соматропина. При этом на 38-й неделе средние уровни ИФР-1 увеличились в большей степени в группе лонапегсоматропина (+1,4 СО) по сравнению с группой соматропина (+ 0,5 СО). Для оценки исходов при сопоставимом еженедельном воздействии ИФР-1, был проведен post-hoc анализ в подгруппах участников со средним уровнем ИФР-1 ≤1,75 СО на 38-й неделе. При схожих средних показателях ИФР-1 у этих подгрупп (лонапегсоматропин: -0,1 СО, соматропин: -0,5 СО), эффекты на жировую и мышечную ткани оказались сопоставимыми: среднее изменение процента жировой ткани составило −2,4% для группы лонапегсоматропина и −2,6% для соматропина, а среднее изменение общей безжировой массы тела – +1,7 кг и +1,4 кг соответственно.
Частота серьезных нежелательных явлений была низкой и составляла 3,4% в группе лонапегсоматропина, 1,2% — в группе плацебо и 2,3% — в группе соматропина. Частота нежелательных явлений, связанных с лечением, была сопоставимой между лонапегсоматропином (24,7%) и соматропином (22,1%). Частота местных реакций в области инъекции также была низкой и сопоставимой для лонапегсоматропина (4,5%), соматропина (5,8%) и плацебо (4,8%). Наиболее частыми побочными эффектами терапии новым препаратом являлись отёки вследствие задержки жидкости и снижение уровня тиреоидных гормонов. Уровни гликированного гемоглобина оставались стабильными во всех группах.
Таким образом, результаты исследования foresiGHt продемонстрировали, что профиль эффективности и безопасности лонапегсоматропина аналогичен таковому при ежедневном введении соматропина. При этом, значительное уменьшение количества инъекций может способствовать повышению приверженности взрослых пациентов к лечению.
Источники:
Medscape
foresiGHt (clinicaltrials.gov)





